Helloween Часть I (Первые шаги)
Официальным годом основания Helloween считается 1984 год, год, когда коллектив обрел постоянный состав и получил окончательное название. Однако историю группы правильнее было бы отсчитывать, начиная с 1978 года, когда школьные друзья два гитариста Кай Хансен (Kai Hansen) и Пит Силк (Piet Sielck) решают создать собственный коллектив. Название для группы выбирают Gentry, название можно перевести как Дворяне, почему было выбрано именно это название до сих пор остается загадкой. Так же остались тайной истории и другие участники группы, известно лишь, что они менялись с достаточно большой частотой. Группа оставалась достаточно локальной и не имела особого успеха, до сегодняшнего дня не дошло ни одной песни коллектива и в 1980 году он прекращает свое существование.
На смену "Дворянам" приходит "Второй ад" (Second Hell). Именно это название получила вторая группа Хансена и Силка. И именно эту группу можно считать первым прототипом Хелоуин. Помимо уже упомянутых Хансена и Слка в группу вошли: Маркус Гросскопф (Markus Grosskopf) на бас-гитаре и Инго Швихтенберг (Ingo Schwichtenberg) на ударных. Этот коллектив тоже не имел особого успеха и в 1982 году коллектив покидает Пит Силк, в дальнейшем он займется продюсерской деятельностью, и будет работать с такими группами как "Blind Guardian", "Gamma Ray", "Saxon", "Grave Digger" и "Uriah Heep". Но об этом позднее, а сейчас ему на смену приходит Михаэль Вайкат (Michael Weikath), ранее игравший в не на много более популярной группе Powerfool. Приход Вайката так же ознаменовался сменой названия, новым именем было выбрано Iron Fist (Железный кулак). Но и это название не стало окончательным и в 1984 году Инго Швихтенберг предлагает переименоваться в Helloween. Да, именно Helloween, а не Halloween. Видимо, в этом названии Инго сочетал атрибутику праздника Халлоуин и тематику ада, очень модную в то время среди металлических коллективов.
1984 год считается годом основания не только из-за смены названия, но и из-за того, что он стал для группы переломным. Именно в этом году Helloween делают свои первые записи, и не просто демо, а полноценные песни для сборника молодых талантливых коллективов, выпущенного фирмой Noise. Этими песнями стали старая вещь группы Powerfool "Oernst Of Life" и абсолютно новая песня Кая Хансена "Metal Invaders" (позднее вошедшая в дебютный альбом группы). Для сборника было выбрано довольно странное название "Death Metal Sampler", дело в том, что группы, вошедшие в сборник, не имели никакого отношения к этому стилю. Помимо Helloween в сборник вошли так же "Running Wild" (Бегущий дикарь), "Hellhammer" (Адский молот), позднее переименовавшихся в "Celtic Frost" (Кельтский мороз) и "Dark Avenger" (Темный мститель). Из всех коллективов до сегодняшнего дня не дожил только "Dark Avenger", распавшийся вскоре после выхода сборника, остальные же, получив стартовую площадку в виде этого сборника, достигли самых больших высот.
Вскоре после выхода "Death Metal Sampler" Helloween подписывают долгосрочный контракт с Noise, ставший для них как очень удачной сделкой, давший им шанс заявить о себе и покорить мир своей музыкой, так и стоивший им больших неприятностей в дальнейшем. Но это потом, а сейчас группа, воодушевленная успехом "Death Metal Sampler" и доверием к себе со стороны Noise полная сил и юношеского задора, заседает за запись нового материала, который воплощается в мини-альбоме "Helloween", увидевшим свет в начале 1985 года. Диск был записан в течение двух месяцев и спродюсирован самими музыкантами. Эта пластинка подтвердила все надежды Noise, возлагавшиеся на молодых металлистов, музыка, которые играли Helloween, была не просто хорошим heavy metal, это было нечто совершенно иное: скоростной мелодичный тяжелый металл, с нетипичными для этого направления текстами. С выпуском этого диска в мировой музыке не просто прибыло одним хорошим коллективом, мир получил новое направление в тяжелой музыке, названное в последствии power metal...
Часть II (Первый успех)
С выходом мини-альбома Helloween превращаются из одной из многих подающих надежды молодых групп в один из самых популярных в Европе металлический коллектив. Песни с "Helloween" расходятся на многочисленные сборники, и группа отправляется в турне по Европе. Музыкантов отлично принимают в большинстве стран, кроме Великобритании, да и за океаном коллектив остается практически неизвестным. Музыканты понимают это, и, не дожидаясь начала 1986 года, начинают работать над новым альбомом.
Работа началась в сентябре, и уже в октябре Noise получили полностью законченный диск, который только оставалось опубликовать. Пластинка вышла в ноябре и получила название "Walls Of Jericho" (Стены Иерихона). Альбом содержал 9 трэков (включая уже выходившей в сборнике "Death Metal Sampler" "Metal Invaders"). Диск подтвердил все авансы, выданные Helloween после Mini LP, музыка была несколько более агрессивной, что было радужно воспринято в тех странах, где группу принимали не слишком тепло в предыдущем туре. Ведущие музыкальные издания были просто в восторге, хвалебные рецензии летели одна за одной, и даже Noise в своей рецензии написали следующее: "Helloween приходит к нам один раз и остается навсегда". В последствии "Walls Of Jericho" был переиздан Noise с включенными в него трэками с Mini LP и песней "Judas", вошедшей годом позднее в одноименный сингл.
Именно "Walls Of Jericho" сделал Helloween известным в США и Великобритании, альбом расходился очень хорошо и группа отправляется в мировой концертный тур. В ходе тура Кай Хансен понимает, что в дальнейшем совмещать гитару и вокал становится трудно и группа берет сессионного вокалиста Ральфа Шиперса (Ralf Scheepers). В ходе тура у Helloween выходит сингл "Judas", в который входят концертные версии песен: "Ride The Sky", "Guardians", "Victim Of Fate" и "Cry For Freedom", кроме того содержащий абсолютно новую вещь "Judas". И тут, наверное, стоит немного подробнее поговорить о текстах группы. В отличие от других групп, играющих тяжелый металл и пишущих о силах зла, тексты Helloween имели социальную направленность и песня "Иуда" характерный пример этого. В песне говорится о сильных мира сего, о несправедливости, которая творится в обществе, о нечестных политиках, которые делают вид, что борются за процветание простых людей, а на самом деле все, что им нужно - это личная выгода: "Fight for freedom, fight for rights. I see treason in your eyes." (ты борешся за свободу, ты борешся за права, но я вижу ложь в твоих глазах). Подобного рода социальной тематикой были пропитаны все песни Helloween, и наряду с музыкой именно тексты стали причиной их успеха.
В конце 1986 года группа понимает необходимость привлечения в состав чистого вокалиста, причиной тому стали, как усталость Кая совмещать гитару с вокалом, так и осознание того, что для их музыки необходим вокалист с более сильным голосом. И, несмотря на то, что Хансен по итогам года вошел в десятку вокалистов в Германии, музыканты понимали, что это в большей степени связано с успехами музыки, чем с вокальными данными Кая. В числе кандидатов на место певца рассматривался и сессионный вокалист группы, певший на второй части только что закончившегося тура, Ральф Шиперс, но выбор все же был сделан в пользу молодого талантливого певца Михаэля Киске (Michael Kiske) из малоизвестной группы "I'll Prophecy". Его заметил и пригласил Михаэль Вайкат, в последствии это решение тоже вызовет неоднозначный результат, но сейчас Киске стал именно тем недостающим звеном, которое завершило становление группы и привело к написанию одного из лучших в истории рок-музыки альбомов...
Часть III (Взлет...)
В конце 1986 года с новым вокалистом Helloween начинают работать над новыми песнями, которые должны были войти в двойной альбом. Но после успеха "Walls Of Jericho" Niose не хотели ждать и торопили музыкантов. Вот тут впервые и сказалось то, казалось бы удачное соглашение с лейблом, музыканты не успевали закончить работу в указанные Noise сроки, и группе пришлось собрать весь уже написанный материал и отдать его фирме по названием "Keeper Of The Seven Keys part I". Работа над первой частью двойного альбома была завершена в январе 1987 года, и музыкантам пришлось выпустить ее как самостоятельный альбом. Альбом был спродюсирован известными продюсерами Томми Ньютоном (Tommy Newton) и Томми Хансеном (Tommy Hansen).
Но, несмотря на то, что работа была завершена лишь частично, выполнена она была на высочайшем уровне. В свет диск был выпущен в рекордные сроки, уже 16 февраля 1987 года пластинка появилась в музыкальных магазинах и сразу произвела фурор. После "Walls Of Jericho" от Helloween ожидали многого, но такого не ждал ни кто. Пластинка практически сразу после выхода заняла первые места во многочисленных Европейских хит-парадах, и даже в США долгое время держалась на вершине. В Германии же пластинка еще в течение нескольких лет оставалась в самом верху. По сравнению со своим предшественником диск был более мелодичным и немного более мягким по звучанию, но мягкость, скорее, создавалась именно вокалом Киске. По крайней мере, на сингле "Future World" новым составом была перезаписана песня "Starlight" и звучала она вполне в духе нового альбома. "Keeper Of The Seven Keys part I" включал в себя 8 трэков, в том числе песню Михаэля Киске "A Little Time", ранее входившую в репертуар группы "I'll Phophecy".
Законы шоу-бизнеса диктуют свои законы, и сразу после выхода альбома группа, вместо того чтобы продолжить работу над второй частью альбома, отправляется в очередной концертный тур. В ходе турне группа объехала почти всю западную Европу, а в октябре даже заехали в США. Американская публика обычно недолюбливает Европейские коллективы, но в данном случае Helloween стал исключением. А чуть ранее, в апреле, группа заключает новое соглашение с Noise, теперь по нему Helloween обязаны выпустить на западногерманском лейбле еще 6 альбомов, то, как поступила Noise в последствии, заставило музыкантов пойти на крайние меры по отношению к компании, но это будет лишь через два года, а сейчас на волне успеха Keeper'а это казалось неплохой сделкой. Окончание года ознаменовалось новогодним концертом в Лондоне.
По окончании рождественских и новогодних праздников, группа приступает к записи второй части ставшего уже легендарным альбома. Диск "Keeper Of The Seven Keys part II" стал логическим продолжением первой части, действительно, ведь они задумывались как один альбом. Вышел он уже в июне 1988, и был принят не менее радужно, чем предыдущий, однако некоторые музыкальные издания в ряду очевидных достоинств, отмечали так же и некоторую похожесть двух частей. Это и не удивительно, принимая в расчет, что писались они в одно время и должны были стать одним альбомом. Летом того же года начинается и вторая часть тура группы, в которой помимо Европейских стран, музыканты, учитывая, что в Северной Америке "Keeper II" разошелся тиражом в 200 тысяч копий, устраивают полноценный тур по городам США. После этого группа возвращается в Европу, где делает еще один полноценный тур по Великобритании, в ходе которого записывается первый в истории группы концертный альбом "Live In The UK". Да, там, где раньше группу принимали с прохладцей, сейчас, в 1988 собираются полные площадки и диски расходятся десятками тысяч копий. В ходе прошедшего тура Helloween выступали на одной сцене с такими уже к тому времени легендами как "Megadeth", "Metallica" и "Iron Maiden". И действительно можно сказать, что в 1988 к группе пришел настоящий успех...
Часть IV (... и падение ...)
Казалось, что все хорошо, но закончился год для поклонников группы настоящим шоком... распадается классический состав, из группы уходит ее основатель, гитарист Кай Хансен. Как? Почему? Зачем? Именно этими вопросами задавались многочисленные поклонники, когда узнали об уходе Кая. На самом деле истинная причина ухода неизвестна до сих пор, первое время Хансен пенял на усталость от гастролей, от невыносимой нагрузки, обрушившийся на него в турах по США и Японии, от назойливых поклонников, которые все время норовили залезть к нему в номер. Но почему тогда не ушли другие участники, неужели Кай просто такой слабый или все же были и другие причины.
Безусловно, да, впоследствии Кай признавал, что есть и вполне приземленный, меркантильный интерес. Во второй части Keeper'a примерно поровну было песен Хансена, Вайката и Киске, в то время как на предыдущих дисках песни в основном писал Кай. За каждую исполненную на концерте песню ее автор получает дополнительную прибыль, и естественно, что Хансену не понравилось появление в группе не просто вокалиста, но и еще одного автора, Вайкат же стоял за своего протеже горой. Но и это, по всей видимости, не стало окончательной причиной ухода. Последней каплей для Кая, вероятно, стали Noise, которые вмешивались буквально во все, что делала группа, начиная от написания нового материала и записи альбомов и кончая установлением полного распорядка жизни музыкантов во время гастролей. В общем, причин было не мало, и возможно здесь описаны не все из них, как бы там ни было, Кай ушел.
Официальной датой ухода стал январь 1989, хотя фактически это произошло месяцем раньше. В начале 1989 Кай помогает группе "Blind Guardian", а к концу года организовывает собственный коллектив, получивший название Gamma ray. В первый состав Кай приглашает бывшего сессионного вокалиста Helloween Ральфа Шиперса. Кроме него в группу вошли: Уве Вессель (Uwe Wessel) на бас-гитаре и Матиас Бурхард (Mathias Burchardt) на ударных. И, не дожидаясь 1990 года, Gamma ray записывает дебютный альбом, получивший название "Heading For Tomorrow". По звучанию пластинка несколько напоминала "Keeper II", но все же имела некоторые отличия.
Ну а Helloween еще до официального отчисления Хансена начали искать ему замену. Правда, поиск это, пожалуй, не то слово, кандидат был всего один - Роланд Грапов (Roland Grapow). В начале 80х Роланд играл в группе "Rampage", музыканты Helloween были большими поклонниками этого коллектива, и, когда Грапов согласился занять место Хансена, другие кандидатуры просто не рассматривались.
1989 год был обусловлен несколькими событиями: во-первых, 21 января Helloween получают "золотой альбом" за "Keeper Of The Seven Keys part II". И вторым событием стало расторжение в одностороннем порядке договора с Noise и заключения договора с британским лейблом EMI. Германская фирма естественно не была согласна с этим решением и, несмотря ни на что, продолжала считать группу "своей". Тем не менее, концертный альбом, записанный в ходе тура по Великобритании в 1988 "Live In The UK" выпускается совместно EMI и Noise.
Весной 1989 группа продолжает турне в поддержку Keeper'а и вновь отправляется в США. И во время концерта в Далласе, 14 апреля устраивает презентацию американской версии концертного альбома "Live In The UK", вышедшего в США под названием "I Want Out". После США группа вновь возвращается в Европу и продолжает тур. Несмотря на смену состава, интерес к коллективу по-прежнему не падает, группа собирает стадионы и диск "Live In The UK" вслед за Keeper'ом занимает первые места в хит-парадах. Так же, с хорошей стороны показал себя и Грапов, гармонично вписавшийся в группу. Фирма Noise, фактически уже потерявшая Helloween, тем не менее, продолжает зарабатывать деньги на очень популярном имени: в 1989 году выходит сингл ко второму Keeper'у "I Want Out", а в 1990 сборник "Pumpkin Tracks", включивший помимо таких классических вещей как "Victim Of Fate", "Judas" и "I Want Out", некоторые раритеты, входившие до того только на синглы: "Savage" и "Livin Ain't No Crime"...
Часть V (...)
В начале 1990 группа практически прекращает всяческую деятельность, и среди фэнов начинаются слухи о распаде коллектива. Но затишье было связано лишь с окончательным оформлением отношений группы с EMI. Некоторое время спустя, коллектив приступает к записи четвертого студийного альбома. Продюсером диска стал Крис Цангаридс (Chris Tsangarides), пластинку планировалось выпустить в начале 1991 года, но тут вмешались Noise, заявившие права на группу и все, что она выпускает. После нескольких месяцев препирательств, Германский лейбл подает в суд на EMI. Музыканты просто в бешенстве и не выбирают выражений, говоря о Noise. Но, несмотря ни на что, 20 декабря 1990 года суд принимает решение, что контракт с Noise остается в силе. Складывается парадоксальная ситуация: альбом записан и готов к изданию, но под именем Helloween выпущен он быть не может. Тем не менее, EMI вложили деньги в группу и их надо как-то, оправдывать и в апреле 1991 года диск, получивший название "Pink Bubbles Go Ape", все же появляется в магазинах. Но это явно противоречило решению суда, и Noise новым судебным решение снимают альбом с прилавков. Несмотря на это, EMI все же удается добиться права продавать альбом, но только в Германии, Великобритании и Японии. Фэны во всем остальном мире смогли услышать пластинку только в 1992 году, когда лейблы, наконец, уладили свои отношения.
Возможно из-за нервотрепки с Noise, возможно из-за ухода лидера, но "Розовые пузырьки" явно уступали своему предшественнику и неоднозначно были встречены фэнами. От былого звучания осталось не много и популярность коллектива начала падать, особенно в Северной Америке, где фанаты всегда были более придирчивыми, чем в Европе, тем более что диск "Pink Bubbles Go Ape" они смогли услышать только в 1992 году. Собственно сама виновница этого, фирма Noise, тоже не сидела без дела и параллельно с судебным разбирательством выпустила еще один сборник, получивший название "The Best, The Rest, The Rare", собственно диск практически не отличался от своего предшественника "Pumpkin Tracks", но Noise собирали последние деньги с, уплывавшего от них имени Helloween.
Понимая, что потеряли много времени на суды, и что популярность группы падает, в 1992 году Helloween заседает в "Chateau Du Pape" студию для записи следующего альбома. Запись была закончена только в конце года, и в начале 1993 года диск выходит в свет под названием "Chameleon". Продюсером альбома вновь стал Томми Хансен, диск включал в себя 12 трэков и длился более 70 минут. Пластинка стала очень необычной для Helloween. Несмотря на четыре песни Вайката, тон звучанию задавали все же Грапов с Киске. Это уже не был металл в чистом виде, это была смесь хард-рока и рока с классическим Хеллоуинским звучанием. В общем, диск получился очень прогрессивным, качественным и добротным. Но, несмотря на все это, поклонниками коллектива Хамелеон был встречен в штыки. Фэнам хотелось слышать тот старый классический Хеллоуин, но на концертах музыканты делали упор именно на новый материал. В итоге получилось, что новый альбом стал настоящим провалом, еще большим, чем был "Pink Bubbles Go Ape".
После выхода диска группа отправляется в концертный тур в его поддержку, но по сравнению с предыдущими турами этот можно назвать самым неудачным, фэты очень негативно воспринимают новые песни, требуя от группы исполнять старый материал. Но неприятности не закончились на неприязненным отношением к новому альбому, в самый разгар тура у барабанщика группы Инго Швихтенберга происходит обострение его болезни. Инго уже давно страдал от "вялотекущей шизофрении", характерной внезапными приступами ярости и неадекватного поведения. Швихтенберг пытался заглушить это свое состояние алкоголем и наркотиками, но в итоге это только усугубило ситуацию. И вот именно в середине тура приступы внезапной ярости у Инго становятся все чаще, это становится просто невыносимым для других участников группы, и Михаэль Вайкат принимает решение уволить Инго из группы. Оставшуюся часть тура за барабанной установкой завершал ударник группы "Uh Baby Uh" Ричи Абдель-Наби. Ситуация в группе была близка к критической: провальный тур, болезнь Инго, начинали разгораться противоречия между Вайкатом и Киске, в итоге все это закончилось тем, что сразу по окончании тура Михаэль Киске уходит из Helloween. А еще через полтора года пришло трагическое известие: 8 марта 1995 года Инго Швихтенберг покончил с собой, бросившись по поезд...
Часть VI (... возрождение)
Михаэль Киске в 1995 году участвует в записи альбома Gamma ray "Land Of The Free", спев на нем песню "Time To Break Free", а в 1996 у Михаэля выходит его первый сольный диск, получивший название "Instant Clairity", по музыке пластина напоминала Хамелеон. А Helloween приступили к формированию нового состава: место ударника не осталось за Абдель-Наби, на барабаны был взят бывший музыкант групп Holy Moses, Gamma ray и Axe La Chapelle. Ули Кёш (Uli Kusch). Вокалистом же стал певец группы Pink Cream 69, Энди Дерис (Andi Deris). Вайкат давно был знаком с Энди, и его приглашение не явилось неожиданностью для остальных участников, сам Дерис понимал, что приглашение в Helloween - это рост его карьеры, и хоть и не без сожаления, но все же согласился покинуть Pink Cream. Музыканты, в том числе и новые участники, понимали, что продолжение линии Хамелеон в дальнейшем невозможно, и музыка нового альбома должна быть другой.
Конечно, группа не собиралась копировать свои старые альбомы, но дух периода 1987 - 1989 должен присутствовать в новой пластинке. Запись была начата в начале 1994 года на студии "Chateau Du Pape", продюсером диска вновь стал Томми Хансен. Но вот вышел диск уже не на EMI, перед записью альбома группа подписала договор с лейблом Castle Communications. Записали диск всего за три недели и назвали "Master Of The Rings". Вышел он в том же 1994 году. Звучание пластинки значительно отличалось от предыдущей, хотя местами еще напоминало ее, но если учесть, что большая часть материала писалась в 93 году, то это объяснимо. Новый вокалист, хотя и успевший написать только одну песню, значительно повлиял на музыку своими аранжировками и стилем вокала, значительно отличающимся от Киске.
Фэны группы несколько настороженно встретили этот диск, несмотря на то, что музыка, которая так негативно была воспринята поклонниками группы, была благополучно забыта, смена вокалиста дала о себе знать, не даром говорят: "новый вокалист - новая группа". Действительно Helloween сильно изменился со времен ухода Хансена, но прошло время, и фэны приняли этот состав. Подтверждением возвращения популярности стал концертный тур в поддержку альбома. Диск содержал несколько очень сильных, хитовых вещей, таких как "Where The Rain Grows", "Why?" "Perfect Gentleman", "Still We Go", прекрасная баллада "In The Middle Of a Heartbeat", все эти песни заставляли даже самых скептически относящихся к сегодняшнему Helloween ее поклонников изменить свое мнение. И действительно турне стало на много более успешным, чем предыдущее.
В 1995 году коллектив, воодушевленный возвращением былого успеха, приступает к записи седьмого студийного альбома. У группы было много новых идей, привнесенных новыми участниками, да и остальные старались не уступать, в итоге вместе с бонусами в диск вошло 14 композиций, каждая из которых претендовала на звание маленького шедевра. Пластинка вышла в феврале 1996 годе и действительно получилась очень сильной. Альбом получил название "The Time Of The Oath", продюсировал диск все тот же Томми Хансен. Если предыдущий альбом еще немного напоминал "Chameleon", то новый был полностью сделан в традициях Keeper'а, музыка была очень мелодичной и динамичной с большим количеством ярких и запоминающихся гитарных партий, так же бесподобен был и вокалист. Если "Master Of The Rings" писался под сильный голос Киске, и Дерису было сложновато, но новый материал полностью соответствовал голосу Энди, в итоге получилась великолепная работа, не уступающая легендарному Хранителю. Примерно того же мнения были и фэны коллектива (как старые, так и примкнувшие к ним поклонники, не видевшие Helloween 87-89 годов в живую). В ходе 1996 года группа объехала всю Европу, побывала в Южной Америке и Азии, но, к сожалению, Североамериканские фэны, все еще вспоминавшие Keeper, новый Helloween не приняли. По итогам тура был записан двойной концертный альбом "High Live", так же вышла и видео версия. Многими специалистами этот концертник признавался одним из лучших в рок-музыке...
Часть VII (Застой и эксперименты)
Следующий 1997 год был посвящен сольному творчеству почти всех участников коллектива, кроме Михаэля Вайката. Роланд Грапов записал сольный гитарный проект, получивший название "The Four Seasons Of Life". Роланд сам сыграл почти все гитарные партии, всего одно соло уступив приглашенному на проект музыканту Акселю Руди Пеллу (Axel Rudi Pell), и сам выступил в роли вокалиста. Кроме самого Грапова, в проекте участвовали так же Маркус Гросскопф и Ули Кеш, на клавишах играл Фреди Доернберг. А на песни "Searching For Solutions" Роланд спел дуэтом вместе с Ральфом Шиперсом, ушедшим к тому времени из Gamma ray и вместе с Метом Синнером работавший над совместным проектом Primal Fear. В целом альбом получился достаточно успешным, что доказал совместный тур Роладна вместе с Gamma ray, но музыку и гитарную манеру, которую использовал Грапов трудно было назвать оригинальной, уж очень все это было похоже на творчество известного шведского гитариста Ингви Мальмстина. Энди Дерис тоже не сидел без дела и почти одновременно с Роландом выпускает сольную пластинку. Для Энди этот проект стал первым самостоятельным альбомом, записанным вне какой-либо группы, где Дерис хоть и вносил много своего, тем не менее, должен был придерживаться направления, выбранного группой. Именно на этом сольном альбоме мы и увидели настоящего Энди, весь свойственный только ему мелодизм и лиричность не прикрытые стилистическими рамками. Диск получил название "Come In From The Rain" и был записан на собственной студии Энди в Испанском Тенерифе "Mi Sueno". Альбом получился очень многогранным и содержал как эксперименты типа "Think Higher!" и лиричные баллады, так и свойственные больше Helloween вещи типа "The King Of Seven Eyes", в которой помимо самого Энди так же сыграли его партнеры по группе Роланд Грапов, Михаэль Вайкат и Маркус Гросскопф. Так же стоит особенно выделить песню "Goodbye Jenny", посвященную бабушке Энди.
В конце 1997 года группа, разобравшись со всеми сольными проектами, садится в студию для записи очередного альбома. Для пластинки было выбрано довольно оригинальное название "Better Than Raw" (Лучше, чем сырой), хотя, пожалуй, название все-таки соответствовало содержанию, альбом действительно получился лучше, чем сырой, но все же хуже чем совсем готовый и законченный. Тут явно сказались сольные проекты участников, все свое время и силы они посвящали им, а диску основного своего коллектива доставались остатки. В итоге альбом, который мог стать еще более успешным, чем Keeper, стал лишь очередным диском Helloween. Так же стоит отметить, что помимо Михаэля и Энди, написавшего большую часть песен, в написании материала так же участвовали Ули Кеш и Маркус Гросскопф, так же странно, что ни одной песни не написал Грапов, видимо растративший все на свой сольник. Вышел "Better Than Raw" в начале 1998 года, после чего, коллектив, как и полагается, отправился в мировой концертный тур. Несмотря на некую сыроватость пластинки на ней не мало хитовых песен, в частности можно выделить заглавную композицию с первого сингла к альбому "I Can", на которую в последствии был снят шикарный клип, кроме того, это "Hey Lord!", "A Handful Of Pain", песня, спетая на латыни, "Laudate Dominum" и "Back On The Ground", так же неплохо звучала вещь Энди, вошедшая в сингл "I Can" "A Game We Shouldn't Play".
1999 год стал для группы юбилейным - 15 коллективу, но начали праздновать свое пятнадцатилетие музыканты опять с сольных работ. При чем к, уже выпускавшим сольники Грапову и Дерису, присоединились Кеш, выпустивший трибьют группе Rainbow, и даже Гросскопф. О проекте Роланда, я думаю, не стоит говорить очень подробно, можно отметить лишь, что назывался он "Kaleidoscope" и, в отличие от первого альбома, пел на нем не Грапов, а вокалист Mike Vescera. В остальном, диск мало отличался от своего предшественника. Ули Кеш, как уже отмечалось, записал трибьютный альбом, посвященный легендарному hard-rock коллективу Rainbow, диск назывался "Catch The Rainbow" (Поймай радугу) по названию одной из песен. Сам Ули в этом альбоме кроме своих привычных барабанов так же сыграл на бас-гитаре и спел одну песню. Помимо Кеша в трибьюте участвовало еще очень много известных музыкантов, это все участники Helloween, включая сессионного клавишника Йорна Эллерброка, гитарист, бывший басист и бывший вокалист Gamma ray соответственно: Хеньо Рихтер, Уве Вессель и Ральф Шиперс и многие другие.
Маркус Гросскопф записывает пластинку "Shockmachine", довольно мелодичную, со свойственной Маркусу стилистикой, на самом деле об этом альбоме мало, что можно сказать, ее запись не очень афишировалась, и для меня ее выход стал настоящей неожиданностью. А вот на проекте Дериса стоит остановиться поподробнее. Дело в том, что диск "Done By Mirrors" стал своего рода прообразом альбома Helloween, вышедшего годом позднее. Пластинка была очень экспериментальной и совсем не была похожа на предыдущую. Музыка была на много более тяжелой и немного напоминала индустриальное звучание, так же можно отметить, что, как и оформление самого диска, так и музыка, на нем записанная были очень мрачными, в последствии это вылилось во второй экспериментальный альбом Helloween.
Ну а собственно Helloween все же сподобились отметить свой юбилей, записав в конце года альбом, полностью состоящий из каверов. В пластинку вошли как легенды hard-rock'а: "Scorpions", "Jethro Tull", так и легенды 80х в поп-музыке: "Abba". Диск назывался "Metal Jukebox" и на нем музыканты действительно вволю повеселились, чего стоит одна вещь "Hocus Pocus" группы Focus...