Пятница, 2019-11-15, 3:48 PM
 
Начало Форум Регистрация Вход
Вы вошли как Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Mortis  
Лесное Братство » Музыкальный раздел » Pagan/Folk/Viking » Несколько слов о славянском язычестве
Несколько слов о славянском язычестве
ЧерновранДата: Пятница, 2006-11-10, 6:10 PM | Сообщение # 1
Хранитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 499
Репутация: 9
Статус: Offline
После многолетней христианской пропоганды люди стали отноститься к язычеству со страхом и отвращением. Языческие обряды представляются современному человеку (обработанному христианскими проповедниками) детоубийственными оргиями и дикими плясками.... Однако это неверно... Следующая статья выложена для ознакомления с язычеством людей, которые далеки от него... Конечно же всё не могло уложиться в одну маленькую статью, ведь о язычестве пишут книги... Но всё таки здесь вы сможете получить базовые знания....

********************************************************************

Славянское Язычество вчера и сегодня

--------------------------------------------------------------------------------

Доклад прочитан на
"Мировом Конгрессе Этнических Религий"
в Вильнюсе, июнь 1998г.

--------------------------------------------------------------------------------

Третье тысячелетие может стать последним в истории человечества, если оно не вернется к своим природным религиозным началам. Это обусловлено экологическими и социальными причинами. Нам отпущено какое-то время для восстановления своих природных, начальных верований в необходимом сегодня качестве. Сколь велико это время и не истекло ли оно - мы не знаем. В любом случае, мы обязаны действовать, ибо видим в этом свое призвание.

В этом докладе, делается краткий обзор эволюции славянского язычества во втором тысячелетии. Он необходим для правильного понимания современного статуса язычества в России. Русские язычники являются продолжателями длительного исторического процесса. Современное языческое движение России нельзя рассматривать как либо однозначно: как сторо- или нео- язычество. Исторический экскурс позволяет яснее понять - что в славянском язычестве было утрачено в результате христианизации, что надо искать, и что из того следует возрождать сегодня.

Здесь так же рассматриваются некоторые этические положения русского язычества, которые делают его духовным учением. Эти положения находятся в соответствии с волшебной русской сказкой, и в согласии с народной традицией, которая восходит к "Ригведе", наследниками которой являются славяне.

1. Одно из первых летописных упоминаний о волхвах связано с крещением Новгорода. Тогда волхвы организовали открытое выступление против княжеской дружины. Это самый ранний факт, подтверждающий, что на Руси, в первом тысячелетии, существовала развитая языческая религия, носители которой обладали реальной властью и авторитетом. Летописи упоминают о появлении волхвов в различных городах, в течении трех столетий, после официального крещения Руси и до монгольского нашествия.

В это время, во Владимирской земле, происходил странный и до сих пор не изученный симбиоз язычества и христианства. Там языческие образы попали на стены христианских храмов. К этому времени относится и мало известное четырехгранное каменное изваяние, ныне хранящееся в Боголюбове. Это изваяние отличается от известного "Збручского идола" тем, что сзади голов языческих божеств помещены нимбы святых. Похоже, что владимирских князей устраивал такой синтез. Домонгольская христианская церковь была слаба и не могла противостоять языческой оппозиции.

К этой же эпохе относится и шедевр древнерусской литературы "Слово о полку Игореве"- произведение насквозь языческое по своему содержанию.

2. Ситуация заметно изменилась с нашествием татар. По-видимому, в первое же Батыев нашествие погибли многие носители языческого знания, в традиционную задачу которых входило отстаивать культурную и политическую независимость своего народа. Каменная резьба владимирских храмов, после Батыевого нашествия, никогда и нигде не повторялась более.

С другой стороны, известно, что христианская церковь пошла на предательство, на сговор с татарами. В церквях запели молитвы во славу и здоровье татарских ханов. Всякое сопротивление татарам осуждалось церковью. За это татары не грабили монастыри.

На первые сто лет татарского владычества приходится самый быстрый рост богатств монастырей во всей истории христианской церкви Этот факт для нас имеет значение потому, что именно на это время приходится надлом в русском язычестве.

Надлом не означает, что язычество пресеклось как традиция. В новгородской земле, еще в пятнадцатом веке, умерших хоронили в курганах. Под Псковом, в семнадцатом веке, стояли каменные статуи богов и всем были известны их имена. На Русском Севере, былины и сказки с языческим содержанием дожили до начала двадцатого века. До этого времени дожили и русские магические обряды, и некоторые почитаемые предметы, (например, статуэтки домовых). Многие следы языческого наследия живут в народе и ныне.

Надлом язычества проявился в том, что с монгольским нашествием погибло и выродилось жреческое сословие Руси. Исчезли просвещенные и сознательные носители языческого знания - те, кто осознанно поддерживал культ и хранил память о богах и их деяниях. Надлом проявился в том, что в сознании людей, утратилась целостность языческого видения мира.

В это время (14-15 век), народ под "волхвами" начинает понимать уже не людей, способных говорить с богами и почти повелевающих миром, а просто колдунов, целителей от болезней. Утрачивается вера в то, что за волхвами стоят великие боги - творцы мира, что волхвы владеют истинным знанием, что волхвы имеют право на власть и суд, и могут стоять выше княжеской власти. Мысль, что выше волхова только боги, трансформируется в мысль, что выше царя только христианский бог.

Волхвами начинают звать всех, кто занимается магической практикой, кто разговаривает с духами, ворожит, лечит снадобьями. Этих волхвов пытают и казнят не как противников христианской религии, а как вредителей. Делают это светские власти, по согласию, но не по прямой воле церкви. Церковь уже не видит в них соперников, и они сами не мыслят себя таковыми.

В это же время, философская религиозная мысль оставляет язычество и начинает жить разбором образа Христа. Бессознательная память о язычестве начинает в обязательном порядке увязываться с христианством. Это время отмечено появлением первой русской ереси (ереси стригольников).

Таким образом, явление, которое названо надломом в язычестве, связано с потерей народом сознательной памяти о языческих богах, мифологии и обрядах. Надлом есть утрата целостности языческого мировоззрения. После этого, язычество продолжало жить, но перестало осознавать себя как религию. Память о нем сохранилась в бессознательном воспроизводстве традиции, в христианских ересях, в практике "колдунов".

Судя по вопросам Ивана Грозного к Стоглавому собору, (1551г.), царь догадывался что представляет собой язычество, но не говорил этого открыто. Видимо, в его эпоху, были и другие грамотные люди, способные понять язычество как древнюю религию, но заявлять об этом было смертельно опасно. В России, приговоры по делам, связанным с волхованием, выносились еще в середине восемнадцатого века. Шестнадцатый, семнадцатый век - эпоха наиболее полной утраты сознательного понимания языческой веры.

3. Возрождение сознательной мысли о русском язычестве началось в восемнадцатом веке. Фактически, оно началось с Пером I, который ввел в светский оборот эстетические представления о богах античности. После этого, дворянам было достаточно лишь провести некоторые аналогии между мифами древней Греции и тем, что делали их крепостные по праздникам, и получить выводы.

Поэтому, нет ничего удивительного, что возрождение язычества началось в восемнадцатом веке, в форме научных изысканий историков, научно-популярной фантастики Чулкова. В самом начале девятнадцатого века А. Кайсаров создает свою "Славянскую и российскую мифологию", одновременно Г. Глинка пишет "Древнюю религию славян". В середине века А. Афанасьев собирает волшебные сказки и относится к ним как к славянским языческим мифам, пишет свои "Поэтические воззрения славян на природу". Все эти труды хотя и носят характер как бы бесстрастного взгляда на предмет исследования, в действительности, несут мощный духовный заряд. Весь девятнадцатый век проходит в эстетизации и поэтизации язычества.

4. Начало двадцатого века сопрягается с откровенным переходом от эстетизма к потребности быть язычником и жить языческой идеей. В это время, христианин Н. Гальковский собирает все, с его точки зрения, документальные факты, и в своем строгом исследовании делает вывод о невозможности восстановления древнерусского язычества. Ему вторит профессор Аничков. В это же время, масса исследователей раскапывают курганы - ищут "подземную Русь". Н. Рерих пишет языческий цикл картин. А. Блок создает программный текст "Поэзия заговоров и заклинаний", где говорится, что мы должны вернуться к изначальному духовному пониманию Природы. Тогда никто не заметил, что "научное" заявление о невозможности буквального восстановления язычества, не оказало препятствия духовной потребности прочувствовать и вернуть свою древнюю веру.

В различных городах России, в последнее десятилетия, возникают языческие общины, которые ставят перед собой цель восстановления веры предков во всей ее полноте и соответствии современному пониманию. Сегодняшнее языческое движение России не имеет политической и финансовой поддержки. Оно гонимо политическими и религиозными силами и едва ли может быть почвой для бизнеса. Несмотря на это, оно развивается. Развивается медленно, но поступательно. Характер развития говорит за то, что это естественный процесс, а не возбужденный отработанными методами искусственный рост чуждой для России религиозной организации. Лидеры славянского язычества не имеют того, что можно было бы назвать религиозным профессионализмом в организации секты. Это замедляет рост численности общин, но это является и некоторой гарантией от социальных трафаретов.

Так, за тысячу лет, язычество прошло путь от распада и забвения до научного, а после эстетического и, наконец, духовного возрождения. В свете этого, процесс становления славянского язычества кажется необратимым.

5. Теперь рассмотрим некоторые духовные идеи, которые сегодня развиваются языческими общинами России.

Язычество наследует все многообразие общения человека с духами и силами Природы, к которым обращались волхвы и простые люди прошлых веков. Все эти практики имеют место и в наше время. Мы оставим их в стороне, потому, что они сохранятся при любой официальной религии. Эти практики сохранились именно потому, что утратили ту духовную ценность язычества, которая была конкурентной христианству.

В нашу задачу входит описание идей такого типа, что оказывались конкурентны христианству в домонгольской Руси. Нас интересует современная реконструкция идей, погибших при надломе язычества семь веков назад. Изложим некоторые из них в форме тезисов.

6. По славянским языческим представлениям, Мир и другие боги были сотворены двумя древнейшими богами в результате творческого состязания. Один из этих богов создал человеческие тела, другой вдохнул в них душу, и после смерти душа и тело разделяются, возвращаясь к своим творцам.

Этих богов звали Белбог и Чернобог. Оба они являются равноценными творцами Вселенной. (В некоторых позднейших традициях, Чернобог иногда стал пониматься как антибог, противник основного творца; Белбог же стал пониматься как основной творец мира. Эта версия иделазации условно "добра" и "зла" была следствием влияния монотеистических представлений о боге\богах; в изначальном же язычестве не существовало, а в современном не существует - разделения на "добро" и "зло" по отношению к богам).

Безликий и двойственный первобог Род (Белбог+Чернобог и\или Сварог+Лада) не нуждается в молитвах, песнопениях и жертвах. Ему не ставили статуй, не было его календарных дней. Его, по-видимому, и не персонифицировали. Понимали, что он присутствует в Мире, но есть и вне Мира и, возможно, наблюдает за ним.

Мир вечен, как вечен ПервоТворец. Условная вечность мира обусловлена действием в нем "нравственного закона" (Прави). В ведах, этот закон называется Рита, и дал его бог - творец Варуна, он отделил небо от земли и установил смену дня ночью, установил круговорот бытия.

В древности, славяне так же понимали, что в мире действует нравственный закон, и мир цикличен: За ночью следует день, за смертью рождение, и так далее. Хранители нравственного закона Рода (Прави) проходят через все временные циклы. Они вечны. Их задача состоит в контроле над бытием Природы и устранения из нее всего того, что впадает в беззаконие (Кривь), (что, согласно ведам, называется Анрита). Хранителями нравственного закона являются боги Природы. Вместе с ними, эту роль исполняют еще и духи, которые регулярно встречаются с людьми и ставят им нравственные задачи, разрешить которые люди могут только на основе определенного "ПРАВильного" поведения. Не имея должного "нравственного" начала, исходящего из Прави, человек может погибнуть, (поскольку попадает во власть духов Анриты). Поучительными примерами такого рода изобилуют волшебные славянские сказки.

7. Условно "нравственность", которую боги и духи требуют от человека, состоит во-первых в признании равенства себя с другими живыми существами Природы, признание себя с Природой единым целым.

Во-вторых, человек должен брать от Природы только то, что ему необходимо. Всякое излишество обязательно наказывается Природой. Расплата может прийти не сразу, но прийдет обязательно. По высшему закону Природы, человек отвечает за экологические последствия своей деятельности.

В-третьих, человек должен (если ему нравится) проявлять помощь и поддержку своих близких и товарищей. (Это хорошо отражает русская пословица: сам погибай, а товарища выручай).

В-четвертых, человек обязан (если ему хочется) уметь находить радость жизни и продолжить свой род. Это - "требовательная рекомендация" Рода, ибо он заинтересован в бессмертии своего творения. Искусства созданы богами для того, чтобы человек получал здоровые положительные эмоции. Занятия ими должны поощряться. Через искусства и чувства происходит связь человека с богами.

В-пятых, до того, как создать семью и включиться в годовые циклы домашней жизни, мужчина обязан был пройти инициацию. Ее роль могло выполнить и торговое путешествие и военный поход. В любом случае, он обязан был узнать о величине и разнообразии мира и удовлетворить свой познавательный интерес об иных странах и народах. Он должен был пережить некое столкновение с другим этносом, другим образом жизни, чтобы умудренный опытом, вернуться к своей традиции. Именно такой поход - инициация разворачивается в подавляющем большинстве волшебных сказок. По тем же волшебным сказкам, женщины проходили инициацию в большей степени нравственного характера.

В-шестых, человек обязан (если ему нравится) почитать своих предков, продолжать и заканчивать их дела.

В-седьмых, и самое главное - не существует судьбы как неизбежного будущего. Человек обладает свободой выбора между следованием нравственному закону и не следованием ему. Задача язычества как "веры", состоит в том, чтобы убедить человека следовать нравственному закону (Прави). Поэтому язычество говорит и на примерах показывает, что тот, кто следовал нравственному закону, получает смысл жизни и чувство удовлетворения. Тот же, кто всю жизнь нарушает этот закон, счастливым возможно никогда не будет, и его жизнь может оказаться недостаточно полноценной, какой бы богатой или содержательной со стороны она не казалась.

В-восьмых, славянское язычество учит, что патриотизм - это своеобразное религиозное чувство к предкам, к богам - прародителям своего народа, к своей кормилице - Земле. Потому большинство русских язычников ставят вместе три слова: Природа, Родина, Народ. Эти слова оказываются однокоренными, в их основе лежит корень - имя божества: Род.

... Таковым представляется круг так называемых "нравственных идей", ушедших в народное подсознание при надломе и воспрянувших вновь вместе с нашим современным язычеством.

(Здесь не рассматриваются реконструкции наших славянских мистических и культовых начал по причине обширности темы и различий взглядов у наших языческих общин по этим вопросах).

--------------------------------------------------------------------------------

автор: Велимир
Община "Коляда Вятичей"


Aut Caesar, Aut Nihil!

 
ШтыкДата: Пятница, 2006-11-10, 7:25 PM | Сообщение # 2
Рыцарь
Группа: Пользователи
Сообщений: 202
Репутация: 10
Статус: Offline
Слава Богам Нашим!
 
Veles_ReightДата: Пятница, 2006-12-01, 11:59 AM | Сообщение # 3
Новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 9
Статус: Offline
Я рад , что у нас в Молдавии появились сайты на которых не просто идет пиздежь про , всякие метал команды , но и по теме щото пищут! Автору Респект

Сообщение отредактировал Veles_Reight - Пятница, 2006-12-01, 12:02 PM
 
ЧерновранДата: Пятница, 2006-12-01, 3:13 PM | Сообщение # 4
Хранитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 499
Репутация: 9
Статус: Offline
Veles_Reight, *поклонился*

Aut Caesar, Aut Nihil!

 
ИстиславДата: Понедельник, 2007-01-15, 1:02 PM | Сообщение # 5
Новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 2
Статус: Offline
Штык, Слава Богам!

Пусть вернется на Землю Русскую, Вера Исконная и не остановит ничто этот процесс.


Все новое - хорошо забытое старое.

Сообщение отредактировал Истислав - Понедельник, 2007-01-15, 1:02 PM
 
Лесное Братство » Музыкальный раздел » Pagan/Folk/Viking » Несколько слов о славянском язычестве
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Конструктор сайтов - uCoz